Страница 1 из 1

Непонятки с холостым ходом у MMC Lancer с 4G92

Добавлено: 29 окт 2010, 15:38
Саша-Ирпень
Мицубиси "Ланцер", 1,6 л., 4G92, 1994 г., пробег 257 тыс.
У этого авто был целый букет мелких проблем, с которыми я справился быстро. А вот, с необъяснимым подскоком оборотов на х.х., пока было непонятно. Деффект проявлялся следующим образом - на прогретом моторе, после отключения вентилятора радиатора, обороты х.х. увеличивались до 1200 RPM. После последующего запуска всё приходило в норму. Деффект появлялся с разной частотой - от нескольких раз в день, до одного раза в неделю.
Начал с подробного опроса владельца. Оказалось, что в РХХ, (очень заумной конструкции - эл. двигатель через шестерню-рудуктор передаёт вращение на шток. Возле шестерни-редуктора установлен датчик положения штока - предположительно, датчик Холла), установлен самодельный шток, выточенный токарем из дюраля. После замены штока, владелец авто самостоятельно регулировал обороты х.х.
Диагностика блинк- кодами показала код неисправности "55"-Клапан регулировки частоты х.х., или его цепь. Сбрасываю код. Подключаю осцил к МАF, МАР (штатн. датч. осцила), одной из форсунок, синхр. ипульс искры зажигания и дождался деффекта. (Подключиться к РХХ, оказалось очень проблемно).
После чего отрегулировал базовый УОЗ, (он был ранним - 10 гр.) на 5 град. Отправил клиента и не спеша проанализировал осциллограмму. На осциле видно, что сначала увеличивается время окрытия форсунок, потом начинают расти обороты и увеличивает частоту сигнала МАF. Затем резкое падение разрежения, взлёт оборотов до 1500 RPM, отсечка топлива и обороты устанавливаются на 1200 RPM. (Похоже, на переход, на аврийный режим). На 1200 RPM разрежение приходит в норму и появляется код неисправности "55".
Вечером позвонил хозяин авто и сообщил, Что деффект появился снова. (Т. е., мои надежды, что регулировка УОЗ устранит проблемму, не оправдались).
При следующей встрече планирую посмотреть подсосы воздуха, лямбду и детально обследовать РХХ.

Добавлено: 29 окт 2010, 21:58
MakNathal
Вот что пишет мануал по данной ошибке. Смотреть регулятор ХХ.
Изображение
//ipicture.ru/uploads/101029/UufRTJgxYZ.jpg

Добавлено: 30 окт 2010, 06:22
Саша-Ирпень
MakNathal, спасибо за ответ! Ещё до того, как разбираться с датчиком, исп. мех., или узлом, я предпочитаю, сначала, найти по нему инфу. А на этом авто установлен редий тип РХХ. Найти его описание мне, пока, не удалось... На дня заедет это авто и попробую разобраться с этим РХХ, даже, без описания. Потом отпишусь.

Добавлено: 31 окт 2010, 00:35
mek
55 код заносится, но чек не загорается. При излишнем сопротивлении механической части моторчика х.х- управление с него сбрасывается и заносится этот код. Если таких моторчиков х.х нет- можно его отключить и в ручную- байпасом- отрегулировать х.х.

Добавлено: 02 ноя 2010, 09:47
Саша-Ирпень
Вчера опять заезжало это авто. Для исключения всяких неожиданностей сделал общие проверки.
Мотор: проверил компрессию, (от 12,8 до 13 бар), утечки пневмотестером,разрежение на х.х. вакуумметром, подсосы воздуха дымогенератором. Также, ещё раньше, были проверенны метки и зазоры клапанов.
Система зажигания:прозвонил ВВ провода, проверил свечные зазоры и цвет свечей, (свечи прошли ок. 1,5 тыс), посмотрел "парад цилиндров" на осциле.
СУД: ДПДЗ и МАF осциллоскопом, датчик О2 на х.х., при перегазовке и в режиме отсечки топлива. Был записан сигнал д. температуры - от тёплого мотора, до появления деффекта. Был снят дроссельный патрубок, (он внутри, практически чистый) и разобран, и внимательно обследован РХХ.
Какой либо "крамолы" эти проверки не выявили. Есть маленькие вопросы по РХХ, но об этом, в связи с нехваткой времени, подробно опишу в следующем сообщении.

Добавлено: 03 ноя 2010, 20:35
Саша-Ирпень
Когда, после снятия дроссельного патрубка, я увидел конструкцию этого РХХ "вживую", то очень удивился "решению" японских конструкторов. (Раньше я представлял её, только по рассказам хозяина авто). Оычный эл. двигатель, (естественно, имеющий инерционность), передаёт вращение на шестерню-редуктор, которая дальше передаёт вращение на шток. Рядом с шестерней редуктором, установлен датчик положения штока. (Шестерня-редуктор имеет 56 зубьев, а на датчике положения их 12). Вот такая громоздкая и многоэлементная конструкция! Что- то, сомневаюсь я, что таким РХХ можно управлять с большой точностью...
Также, я не очень представляю себе, а в состоянии ли ЭБУ отслеживать фактическое положение штока в данный момент времени. Современные биполярные РХХ, использующие полношаговый режим с перекрытием фаз, или без перекрытия фаз, позволяют перемещать шток точно на один шаг, (т.е. ЭБУ контролирует положение штока с большой точностью),не обладают инерционностью и конструктивно выполненны, как единый узел... Возможно поэтому, такой "мудрённый" РХХ и устанавливался на "Ланцере" очень недолгое время. Мне, по крайней мере, так и не удалось найти в сети описание именно такой конструкции РХХ.
Напомню, что у хозяина авто шток и гайка штока были самодельными, т. к. родные пластиковые детали просто разрушилисчь от времени. А, за б/у РХХ "с разборки", у него запросили 500 "зелёных", почему он и заменил поломанные детали самодельными, а после сборки и регулировки на СТО и появился деффект поднятия оборотов. Потом хозяин, уже самостоятельно, крутил винт оборотов, но деффект победить так и не смог.
Особой крамолы в РХХ я тоже не обнаружил. Немного почистил, продул и смазал, вот и всё. После установки подключил осцил и просмотрел алгоритм работы РХХ. После вкл. зажигания, ЭБУ перемещает шток РХХ в крайнее положение, а потом устанавливает его в положение для запуска мотора. (Осцилы я отправил Владимиру Петровичу," РХХ и сигнал заж. вкл". и "РХХ на авто 2 после").
После сборки и прогрева деффект появился снова. На этот раз я записал разрежение во вп. коллекторе, упр. форсунками, сигналы на откр. и закрытие штока. Т.к. уже было поздно, то я отправил авто и неторопливо проанализировал осциллограмму. Причём, я специально не трогал винт регулировки оборотов, чтобы "не спугнуть" деффект.

Добавлено: 06 ноя 2010, 08:12
Саша-Ирпень
Изображение
При анализе осцилы "РХХ и сигнал заж вкл" (все графики в http://alflash.com.ua/lancer_1time.htm ), возникли непонятки.
В своих рассуждениях я отталкивался от того, что при включении зажигания РХХ сначала закрывается до упора, а потом устанавливается в положение для запуска. (Такой алгоритм, например, применён у ВАЗ). Но, при таком подходе, всё становилось с ног на голову. Позже выяснилось, что в этом авто при вкл. заж. РХХ ОТКРЫВАЕТСЯ ДО УПОРА, а уже потом устанавливается в положении для запуска. (Из-за этого, в описание файла "Деффект" вкралась неисправность - т. е. вместо откр. нужно читать закр.).
Итак, при анализе осцилы, появилась такая гипотеза, (гипотенуза :lol: ). При работе на х.х. воздух в обход дросселя поступает по двум каналам. 1). Байпасный канал с винтом регулировки оборотов х.х. 2). Канал РХХ, сечение которого изменяется перемещением штока РХХ.
Изменение сечения байпасного канала, тут же вызовет изменение сечения канала РХХ, т. е. шток переместится. (Откручивая винт байп. канала, т. е. увеличивая кол. воздуха через него, вызовет прикрытие штока РХХ, т. е. сохранится равновесие количества воздуха). Если винт байпасного канала слишком выкрутить, то шток РХХ слишком прикроется и, может даже, дойти до упора и совсем перестать перемещаться, что увидит ЭБУ и переведет х. х. в аварийный режим с записью в памяти кода самодиагностики "55".
Поскольку клиент сам пытался регулировать, (добавлять) обороты, но, по незнанию, не перевёл ЭБУ в сервисный режим, то он выкручивал винт всё больше и больше , но обороты не увеличивались, т. к. не была отключена системма стабилизации об. х. х. Т е. всё, вроде как, объясняется.
Изображение
Теперь посмотрим на осцилу "Деффект" -->
После выключения нагрузки, (вент. радиат.), ЭБУ попытался чуть снизить обороты, перемещая шток РХХ, (канал 2, красный). Видна серия импульсов, которые тем не менее, не приводят к изменению оборотов. (Т. е. шток дошёл до упора и дальше перемещаться ему некуда ). Потом ЭБУ выдаёт очень продолжительный импульс, который тоже ничего не меняет. Тогда ЭБУ выдаёт сигнал на полное открытие штока, (канал 1, голубой), что сразу приводит к резкому "взлёту" оборотов и, соответственно, к падению разрежения. (Увеличению давления, канал 3, зелёный) . На 1500 оборотов происходит отсечка подачи топлива (канал 4, фиолетовый) т.к. признак ХХ = ON.
Потом, ЭБУ прикрывает шток, до величины 1200 оборотов, т. е. переходит в аварийный режим и больше не выдаёт сигналов "непослушному" РХХ. Итог: ЭБУ в аварийном режиме, код "55", обороты х.х. 1200.
Изображение
-- P.S. Можно, также, увидеть, как при включении заж. шток сначала откр. до упора, а затем устанавливается в положение "запуск", а также увидеть сигнал о перемещении штока. 1). Питание на открывание штока. 2). Питание на закрывание штока. 3). и 4). Сигнал, о перемещении штока.

1/2 офф.

Добавлено: 06 ноя 2010, 13:22
alflash
Саша-Ирпень писал(а):... Вот такая громоздкая и многоэлементная конструкция!
...Современные биполярные РХХ, использующие полношаговый режим с перекрытием фаз, или без перекрытия фаз, позволяют перемещать шток точно на один шаг...
Изображение
Видимо эта конструкция* (что на вашем Ланцере) была переходной от той, что использует мотор пост. тока для перемещения штока-толкателя дроссельной заслонки к конструкции с шаговым двигателем. У которой, и немного другой алгоритм подготовки заведения:
Изображение
При выключении зажигания шаговый двигатель полностью втягивает шток, что обозначает его исходное положение, а затем шток переводится в положение 90 шагов, т.е. подготавливается следующее заведение двигателя. Шаговый двигатель управляется импульсами частотой 125 имп/сек. Диапазон вращения ротора = 0-120 шагов.
Применение такого "способа" повысило точность позиционирования. упростило управление, и позволило отказаться от датчика положения штока. Хотя последнее часто становиться причиной известной неопределенности, т.к. БУ подает нужную последовательность импульсов управления, но при заклинивании (привода) не знает о том, что "отданная команда не выполнена"...
Саша, уточните пожалуйста терминологию названия "биполярный РХХ, использующие полношаговый режим". Это что за конструкция?
Правильно ли я понимаю, что для устранения бага надо поставить заведомо исправный регулятор ХХ?

Добавлено: 07 ноя 2010, 10:18
Саша-Ирпень
Вчера отрегулировал х.х. на этом Ланцере. Действительно, винт регулировки оборотов х х. был сильно откручен. После регулировок деффект, пока, не появился. (Вечером, я даже, специально, созванивался с хозямном авто). О дальнейшем "поведении" Ланцера сообщу через несколько дней.
Спасибо всем откликнувшимся и отдельное спасибо Владимиру Петровичу, за подсказку по работе этого РХХ.
P.S. Статью по работе биполярного РХХ выслал Владимиру Петровичу на "мыло".

Fix

Добавлено: 07 ноя 2010, 11:38
alflash
Саша-Ирпень писал(а):Вчера отрегулировал х.х. на этом Ланцере. Действительно, винт регулировки оборотов х х. был сильно откручен. После регулировок деффект, пока, не появился. (Вечером, я даже, специально, созванивался с хозямном авто). О дальнейшем "поведении" Ланцера сообщу через несколько дней.
Спасибо всем откликнувшимся и отдельное спасибо Владимиру Петровичу, за подсказку по работе этого РХХ.
P.S. Статью по работе биполярного РХХ выслал Владимиру Петровичу на "мыло".
Ок, отличная новость, т.е. все починено и отрегулировано!
Спасибо за ответы. Как я понял, в "области авторемонта" те термины - авторские (?) неологизмы г. Д.Артемова (//sensclub.org.ru/forum/index.php?act=attach&type=post&id=338), которые происходят из области "шаговых двигателей станков с ЧПУ". Как по мне, привычнее например, такая //mosautolab.ru/uploads/regulir_holos_hoda.pdf Хотя понятно, что это как бы "дело вкуса и привычки"

Кроме указанного Вами, описание клапана ХХ с приводом от шагового двигателя весьма достойно рассмотрено в известном описании "M-STEP MPI, Система многоточечного впрыскивания" (стр.4-15...4.20) :-)

А вот его можно "вручную" проверять клапан ХХ с шаговым приводом:

Добавлено: 10 ноя 2010, 06:03
Саша-Ирпень
Прошло три дня - полёт нормальный, дефекта нет.

Добавлено: 15 ноя 2010, 06:14
Саша-Ирпень
Прошла уже неделя. С "Ланцером" всё нормально - деффекта нет. Думаю, тему можно закрывать...