Для полноты картины расскажу и про натуральные флажолеты. Выше уже говорилось, что струна колеблеться не только всей длиной, но и одновременно своими половинками, и третьими частями... Поэтому, если сыграть правой рукой на гитаре любую открытую струну , а левой в момент извлечения звука прикоснуться к струне и тут же отдернуть палец, как раз посредине струны, (т. е. над 12 ладом), то вместо своего обычного звучания струна зазвучит своими отдельными половинками, с интересным тембром, звучанием слегка напоминающим звук колокольчика. Это и будет натуральный флажолет, звучащий октавой выше открытой струны. Тоже самое можно сделать над 7 ладом и т. д. (по звукам натуральной скалы). И мы каждый раз будем получать натуральный флажолет, дающий более высокий звук, чем звук открытой струны.Саша-Ирпень писал(а):Для того, чтобы понять специфику духовых музинструментов нужно, хотя бы поверхностно, ознакомиться с такими вещами:
...4). Натуральные флажолеты...
Кроме натуральных флажолетов есть и искусственные. Они извлекааются не на открытой, а на прижатой струне. Для их исполнения нужна специальная техника. В качестве примера даю ссылку на два варианта Каталонской песни в обработке Мигеля Льобета "Завещание Амелии":
,
И пьесу, котoрая целиком исполняется на искусственных флажолетах, (хотя она, возможно, и не так красива, как "Амелия") - Савио "Часы":